Инклюзивное образование
Что
это?
В
широком
смысле,
образовательная
инклюзия
(от
лат.
include
–
заключаю,
включаю)
–
это
создание
условий
для
полноценного
обучения
представителей
самых
разных
категорий
людей
независимо
от
их
физических,
психических,
интеллектуальных,
культурно-этнических,
языковых
и
иных
особенностей.
В
чём
смысл
инклюзивного
образования?
Из
определения
ясно,
что
инклюзивное
образование
затрагивает,
в
первую
очередь,
людей,
отличающихся
по
каким-либо
признакам
от
большинства.
Действительно,
именно
эти
признаки
(состояние
здоровья,
особенности
психофизического
развития
и
т.д.)
могут
обусловливать
особый
статус
человека.
Например,
очевидно,
что
в
обычных
условиях
обучение
незрячего
человека
маловозможно:
трудно
разглядеть
информацию
с
доски,
невозможно
прочитать
печатные
материалы,
тяжело
вести
конспекты
и
пользоваться
ими.
Следовательно,
нужны
специальные
условия
особые
(методы
и
методики
обучения,
пособия,
оборудование
т.д).
Идея
инклюзивного
(включенного)
образования
в
том,
что
такие
условия
должны
создаваться
не
в
отдельных
«закрытых»
образовательных
учреждениях
(школах-интернатах,
колледжах,
вузах,
работающих
только
для
людей
с
ограниченными
возможностями
здоровья).
Такая
практика
десятилетиями
существовала
и
продолжает
существовать
во
многих
странах
мира.
Согласно
принципам
инклюзии,
специальные
условия
могут
быть
созданы
в
любой
образовательной
среде,
что
позволяет
человеку
–
представителю
любой
«особой
группы»
–
наравне
с
другими
развиваться
и
как
личность,
и
как
член
сообщества
(в
том
числе
и
профессионального).
Показатели инклюзивного образования
Образовательная практика является инклюзивной, если в отношении человека с особыми потребностями не проявляется дискриминация – игнорирование ключевых потребностей в развитии личности:
- для человека с особыми потребностями не создаются специальные условия, и он вынужден (не всегда эффективно и всегда с большими энергозатратами) самостоятельно решать многочисленные проблемы, связанные с обучением;
- проявляется снисходительное отношение к возможностям человека с особыми потребностями со стороны большинства: ожидания и требования не высоки, создаются «тепличные условия», блокирующее полноценное личностное и профессиональное развитие.
Главное
в
инклюзивном
образовании
–
возможности
человека
с
особыми
потребностями
получить
полноправный
образовательный
и
социальный
опыт
вместе
со
сверстниками