Капырин Георгий Ильич

(1910 – 1982)

Среди выпускников ПГТУ немало славных имён людей, которые внесли значительный вклад в развитие отечественной науки и производства. 

Один из них – Георгий Ильич Капырин – выдающийся учёный-материаловед, крупный специалист в области металлургии, металловедения, сварки. Его имя стоит в первом ряду ученых-металлургов, создателей советской боевой техники.

Г. И. Капырин – один из главных разработчиков брони для танка Т-34. Под его руководством были созданы металлические материалы и освоены технологии их сварки для новых кораблей Военно-Морского флота, а также для атомного ледокола «Ленин».

Георгий Капырин родился во Владикавказе 25 февраля 1910 года. Трудовой путь начал в 16 лет на металлургическом заводе им. Ильича в Мариуполе. 

В 1931 году он стал студентом Мариупольского металлургического института, который блестяще окончил без отрыва от производства. Вскоре молодой талантливый инженер стал преподавателем теории металлургических процессов и заведующим кафедрой металлургии стали в ММИ. 

С 1937 года Г. И. Капырин совмещал преподавание с научно-исследовательской работой в Центральной броневой лабораторией (ЦБЛ-2) Мариупольского завода им. Ильича.  В 1939 году ЦБЛ-2 была преобразована в филиал Центрального научно-исследовательского броневого института – ЦНИИ-48 (ныне НИЦ «Курчатовский институт» – ЦНИИ КМ «Прометей»). С этим институтом была связана дальнейшая научная деятельность ученого.

Важнейшей задачей оборонной промышленности в предвоенные годы было создание средних и тяжелых танков. В Мариупольском филиале ЦНИИ-48 группа исследователей под руководством Г. И. Капырина успешно разработала броневую сталь нового типа МЗ-2 для среднего танка Т-34. Учёный также участвовал в разработке технологии сварки конструкций танковых броневых корпусов и башен, а также специальных сварочных электродов.

В начале Великой Отечественной войны Георгий Ильич Капырин возглавил бригаду, которая выехала в Сталинград на завод «Красный Октябрь», где в кратчайшие сроки наладила производство броневого проката для танков Т-34, выпускаемых Сталинградским тракторным заводом. 

В сентябре 1942 года начались сражения на улицах Сталинграда. Работа шла под бомбёжками и обстрелами. В том, что Сталинградский тракторный завод в самую критическую фазу войны выдал фронту около 4 тысяч танков, безусловно, есть огромный вклад Георгия Ильича.  

В суровых условиях военного времени Георгий Ильич Капырин не забывал и о научной работе. Его интересовала экономия проката для танкостроения, новые типы брони, стали для литья танковых башен.  В этот период учёным была разработана теория броневой защиты танков, которая стала мощным вкладом в Победу над фашистской Германией.

Деятельность Г. И. Капырина в период Великой Отечественной войны была отмечена орденом Отечественной войны I степени и орденом Ленина. 

Еще более ярко проявился талант Г. И. Капырина в послевоенные годы, когда перед ЦНИИ-48 были поставлены глобальные задачи, связанные с созданием высокопрочных материалов для судостроения. При участии Г. И. Капырина была успешно решена задача по строительству цельносварных крейсеров проекта 68 бис.

Им и его соратниками была разработана первая корпусная сталь нового поколения, знаменитая сталь АК-25. Сталь АК-25 была применена для строительства прочного корпуса первой отечественной атомной подводной лодки «Ленинский комсомол». При участии Г. И. Капырина были разработаны металлические материалы и технологические процессы сварки для новых кораблей ВМФ и атомного ледокола «Ленин». 

В 1949 году Г. И. Капырин блестяще защитил кандидатскую диссертацию. Учёная степень доктора технических наук была ему присвоена в 1963 году без защиты по совокупности научных работ, в 1966 году присвоено ученое звание профессора. 

Весомый вклад учёного в развитие отечественного судостроения был отмечен орденами Трудового Красного знамени (1949) и «Знак Почета» (1951), Сталинской премией (1951) и Ленинской премией (1959).

В 1958 году Г. И. Капырин был назначен директором НИИ-48 и руководил им почти 20 лет. Благодаря его инициативе были начаты прорывные работы в области создания морских титановых и алюминиевых сплавов, материалов для атомных энергетических установок, исключительно важных как для обороны, так и для гражданских отраслей промышленности страны.

На рубеже 50-х – 60-х годов институт под руководством Г. И. Капырина участвовал в разработке первых ракетных комплексов загоризонтного поражения целей для кораблей ВМФ, которые вскоре были приняты на вооружение.

Впервые в мире институт инициировал морское применение титановых сплавов в качестве материалов, обладающих высокой удельной прочностью, коррозионной стойкостью в морской воде и немагнитностью. В результате был совершён крупный прорыв в военном кораблестроении – создана первая в мире цельнотитановая подводная лодка «Альфа». 

Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «Не подлежит опубликованию») от 28 апреля 1963 года за большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения, а также атомных подводных лодок и надводных кораблей и перевооружения кораблей ВМФ, Г. И. Капырину было присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».  

Наряду с талантом учёного Георгий Ильич был наделён мощным талантом мудрого организатора, умел предвидеть пути развития науки, определяя и развивая перспективные направления. Под его руководством созданы уникальные научно-экспериментальные подразделения института, оснащенные современным испытательным оборудованием. Это определило на все последующие годы высочайший уровень исследовательских разработок института. Имя профессора Георгия Ильича Капырина вписана золотыми буквами не только в историю ПГТУ, но и в историю отечественной металлургической науки и боевой техники.

Капырин Георгий Ильич